ФГАОУ ВО Белгородский государственный национальный исследовательский университет

УДК 820.94(55)-924.76
DOI 10.18413/2312-3044-2018-5-1-111-134

ДРЕВНЕИРАНСКИЕ ГОСУДАРСТВА (ЭЛАМ И МИДИЯ)
СОГЛАСНО ДАННЫМ «ДРЕВНЕАРМЯНСКОЙ ГЕОГРАФИИ»
ИЛИ «АШХАРАЦУЙЦ»

А. Ж. Арутюнян
Ереванский государственный университет
0025, г. Ереван, ул. Х. Абовяна 52, Республика Армения

Аннотация. Автор рассматривает римско-эллинистические взаимные военные заимствования, в частности, изменения в вооружении римских всадников эпохи Полибия (середина II в. до н.э.) и создание экипированных по-римски отрядов эллинистическими и эллинизированными монархами во II в. до н. э. – I в. н. э. Римская конница стала использовать некоторые элементы вооружения, похожие на греческие, которые способствовали повышению боеспособности всадников. При этом структура и организация римской конницы осталась прежней. Заимствования эллинистических государств от Рима были более глубокими, так как Рим вел победоносные войны (т.е. действовал классический «фактор врага»). Происходило создание вооруженных по-римски отрядов пехоты, которая была организована в легионы по римскому образцу или в когорты по италийскому примеру, для чего привлекались италийские и римские военные специалисты-инструкторы.

Ключевые слова: Мовсес Хоренаци, Анания Ширакаци, «Ашхарацуйц», «Древнеармянская география», история Армении, древний Иран, Элам, Мидия, VI-I тыс. до н.э.

Copyright: © 2018 Арутюнян. Данная статья публикуется онлайн в сетевом научном журнале открытого доступа “Tractus aevorum” на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять эту работу с обязательным указанием ссылок на ее автора и оригинальную публикацию.

Адрес для корреспонденции: А. Ж. Арутюнян, Ереванский государственный университет, исторический факультет. 0025, г. Ереван, ул. Х. Абовяна 52, Республика Армения. E-mail: hakobharutyunyan[at]ysu.am

 

THE ANCIENT IRANIAN STATES (ELAM AND MЕDIA)
ACCORDING TO THE “ANCIENT ARMENIAN GEOGRAPHY”
OR ASHKHARATSUITS

H. Zh. Harutyunyan
Yerevan State University
308015, Pobedy st. 85, Belgorod, Russia
0025, Kh. Abovyan st. 52, Yerevan, Republic of Armenia
E-mail: hakobharutyunyan[at]ysu.am

Abstract: Many different states have existed on the territory of the modern Persian Highlands across the millennia. The first among them was the state of Elam (from 4,000 to 1,000 BC), followed by Media (the first half of the first millennium BC). The history of Elam goes back many centuries. As a result, it is impossible to give a definitive answer to the question of when to date the start of the socio-economic and cultural history of this kingdom. As for the political history, it is considered to be the beginning of the third millennium BC (as in neighboring Mesopotamia). The historical-geographical description of the Persian Highlands and the neighboring territories found its full description in the Ashkharatsuits (or “Ancient Armenian geography”). The second ancient Iranian state, Media (in the Armenian language it is known as Marastan, that is the country of the Maras or Medes), is also mentioned in this ancient Armenian primary source. As in the description of Elam, the authors of Ashkharatsuits remain faithful to their principle of describing almost all known countries of the world, that is they adhere to a northern orientation in the enumeration of states. They also describe the historical and geographical divisions and natural resources of the countries mentioned. Overall, Ashkharatsuits complements information from other authors of antiquity about these countries.

Keywords: Movses Khorenatsi, Ananias of Shirak, Ashkharatsuits, “Ancient Armenian Geography,” history of Armenia, ancient Iran, Elam, Media, 4,000 to 1,000 BC.

 

В «Древнеармянской географии» или «Ашхарацуйц» (точнее «Ашхарhацуйц» [выделено и подчеркнуто автором]; дословный пер. с древнеарм. – «Показ мира», нередко перводится как «Карта мира») при описании всех стран Азии авторы отводят особое место древнему, а отчасти и раннесредневековому Ирану.[1] Это неудивительно, поскольку Иран испокон веков являлся непосредственным соседом древнеармянских царств.[2]

В списке азиатских стран тогдашнего мира «Ашхарацуйц» 27-й страной упоминает Вавилонию (на арм. яз. – Бабелон), которая многократно входила в состав иранских государств разных времен, 29-й упоминается Персия (при описании этого государства авторы имеют ввиду новообразованный Сасанидский Иран). Следует отметить, что древнеармянский первоисточник не называет данный топоним, однако о факте упоминания именно Сасанидской Персии говорит как описание государственных границ этого государства, так и описание его административно-территориального деления. 30-м государством в «списке» «Ашхарацуйц» упомянута Мидия, 31-м – Элам, 32-й – Персида (на арм. яз. Парс), родина Ахеменидов и, наконец, 33-й – Арея, которая также многократно находилась в составе иранских государств разных эпох (Ширакаци 1979. V. С. 301–306; см. также Акопян 2015, с. 153–158, 162–174). При таком варианте перечисления более подходящим способом историко-географического изучения древнего Ирана, на наш взгляд, является хронологический подход к вопросу. В этом аспекте древнейшим иранским государством является именно Элам (о древнем Эламе см. Carter, Stolper, 1984, p. 7–10), который на политической арене мира в конце первой середины I тыс. до н. э. заменило второе иранское царство – Мидия (673/2–550 гг. до н. э.).

При описании этих стран «Ашхарацуйц» придерживается традиционной для этого первоисточника северной ориентации. Имея, в целом, северную ориентацию, как и все изестные историко-географические труды, предшествующие «Ашхарацуйц» («География» Страбона, «География» Клавдия Птолемея, отчасти «Естественная история» Плиния Старшего и т.д.), армянский источник иногда уклоняется от этого принципа, но не в случае описания Персии. Именно поэтому хронология нарушается, и первой упоминается Мидия и лишь затем Элам.[3]

Нам представляется более обоснованным в данном случае анализировать текст «Ашхарацуйц» согласно хронологической системе. Поэтому наше исследование начнем с первого иранского государства – Элама (עֵילַם, на эламском языке Халтамти или Хатамти (Haltamti) – «Господня земля»; на шумерском Ним, на аккадском Эламту; по-гречески Эйлам, а в русской традиции – Елам). Следут констатировать, что и в «Ашхарацуйц» страна названа Елам, а не Элам.[4]

Согласно Библии, Елам (родоначальник Элама) был по происхождению семитом (Быт. 10:22). Ещё до своего падения в Содом он подвергся нападению войск эламского царя Кедорлаомера, который действовал в союзе с царем Сеннаара (Быт. 14:1–11). Также упоминается, что Элам – один из сыновей Сима (Быт. 10:22 и I Хр. 1:17). Однако, как доказано ведущими языковедами мира, эламский язык не принадлежит семитской языковой семье.[5] Далее утверждается, что во времена Авраама «Кедорлаомер, царь Элама» предпринял вместе с тремя другими царями завоевательную экспедицию в Ханаан (Быт. 14). Некоторые исследователи считают, что Кедорлаомера – это царь Кутир-Наххунте (Лаомер, точнее Лагамар, и Наххунте сравнивают с местными эламскими божествами). Элам представлен также как олицетворение грозного и безжалостного завоевателя (в Иер. 25:25, 49:34–39 – одна из могущественных наций, которую Бог обрек на неминуемую гибель). Историк Иосиф Флавий находил много сходств между эламитами и персами, называя эламитов предками персов.[6]

Элам в истории Востока занимал весьма значимое место. Это государство, как и его столица Сузы, многократно упоминается также в двух других книгах Библии – Эсфира и Даниэля. Город Сузы был изображен на восточных воротах Иерусалимского храма, которые назывались Сузские ворота (Мид. 1:3). На закате своей истории город Сузы был завоеван персидским царем Киром II Великим (550–529 гг. до н.э.), а царь Дарий I Ахеменид (522–486 гг. до н.э.) сделал город царской зимней резиденцией и построил здесь великолепный дворец. В Библии (Дан. 8:2; Нех. 1:1 и т.д.) Сузы названы также резиденцией персидских царей.[7]

Эламиты также славились своими лучниками (Иер. 49:35), однако, несмотря на свою отличную военную подготовку, были завоеваны ассирийцами и частично переселены в Самарию (Езд. 4:9–10). К началу нашей эры эламиты ещё сохраняли своё этническое своеобразие и присутствовали в Иерусалиме на праздновании дня Пятидесятницы (Деян. 2:9), несмотря на то, что уже давно потеряли свою государственность.[8]

«Ашхарацуйц» упоминает, что страна эламитов называлась также Хузистаном (в арм. тексте Хужастаном), которую «…греки именовали также Шошаником, от имени города Шоша, а арабы называли Бцра (точнее Бtsра» (Ширакаци 1979. V. С. 305).[9]

Хузеста́н (перс. خوزستان‎ Xuzestân) находится на юго-западе современного Ирана и с юга омывается водами Персидского (Арабского) залива. Топоним возник до появления на исторической сцене династии Ахеменидов. Пока невозможно дать исчерпывающий ответ на вопрос о хронологии происхождения этого названия. Хузестан многократно входил в состав эламского царства, поэтому «Ашхарацуйц» не исключает отождествления этих двух географических названий (Элам и Хузестан). Более того, часто именем столицы называли и государство, о чем также упоминает армянский источник.[10] Здесь важно выяснить семантику названия столицы Сузы, на перс. شوش‎ (Šuš) Шуш, на эламском, иврите ‏שושן ‏‎– Шушан, что означает цветок «лилия».

По одной из версий на этой территории было множество лилий (на эламском – сусан или шушун). На арм. цветок лилия – Շուշան/Шушан. Мы преднамеренно написали данное название с заглавной буквой, т. к. у армян данное слово часто используется как женское имя собственное. Шушан считается символом красоты и всего хорошего и доброго у всех народов, и эламиты свою столицу, согласно всему вышеизложенному, сравнили именно с этим цветком. Сузы – не просто один из древнейших городов мира; этот город был столицей не только Элама, но и Ахеменидов, Парфян, Сасанидов и т. д.[11]

Город Сузы в 330 г. был завоеван Александром Македонским. При Селевкидах и парфянах Сузы были греческим полисом (Селевкия на Эвлилее, также Селевкией-на-Гедифонте или Солокой (Бикерман 1985, с. 27 и далее; Murray 1829, р. 68). Вследствие восстания сасанидский царь Шапур II (309–379 гг.) уничтожил город и отстроил его заново под названием Эраншр-Шапур (Эран-Хваррэр-Шапур, что означает «Слава Ирана-Шапур»).[12] Согласно древней пахлевийской хронике, Сузы были восстановлены еврейской супругой сасанидского правителя Йездегерда I (на арм. hазкерт, 399–420 гг.).[13] Эти события нашли отражение в «Ашхарацуйц», однако авторы допускают грубую ошибку (вероятно, эту ошибку допустил второй автор армянского первоисточника Анания Ширакаци, ибо первый автор – Мовсес Хоренаци –хорошо знал данную местность, т. к. «путешествовал» по этим местам, когда отправился учиться в египетскую Александрию). В «Ашхарацуйц» среди городов Элама упоминается город Гундир-Шапурh, точнее Гондишапур (Ширакаци 1979. V. С. 305). Гондишапур или Гунде-Шапур (Джундишапур) находится в Хузистане в 10 км. от современного города Дизфуль. Он был одним из центров второго Сасанида Шапура I-ого (241-272 гг.), который основал этот город в самом конце своего правления и населил его пленными сиро-римлянами христианского (несторианского) исповедания.[14]

Перейдем к выяснению названия Бцра, о котором свидетельствует только армянский источник. Здесь просматривается очевидная ошибка, поскольку у арабов никогда не было буквы ц (точнее ts). Вероятно, эта ошибка переписчиков, и должно было быть слово بِزْرَة- (БИЗРА), что означает «семя, семечко, зерно»… Вероятно, имелась ввиду плодородность данной территории, т. к. на юге её омывали воды залива, а по территории протекало много рек, способствовавших развитию сельского хозяийства и земледелия (о реках мы поговорим ниже).[15]

Далее «Ашхарацуйц» упоминает: «Элам имеет пять царских резиденций (на арм. востан) или административно-территориальных делений: столицами этих делений являются города Вормшир, Сулюра, Шош (Сузы), о котором упоминает и Данил, Гундир-Шапурh, где земля дарит сахар особого сорта» (Ширакаци 1979. V. С. 305). Начнем анализ со слова «востан», что можно перевести как столица или Порта, как называли европейцы Османское правительство (от франц. porte, итал. porta – «дверь», «врата», что является калькой с османского‎ – Bâb-ı Âli – «высокие ворота»). На лат. ostivum, древнегреч. ἄστυ, ἄστεως – столичный город. Авторы упоминают о пяти царских центрах, но перечисляют четыре столицы. Во всей истории Элама, кроме Суз, большую роль играли также Аван, Симаш (Симашка) и особенно Аншан. Последнее место в этом списке занимает Кимаш, не упомянутый авторами армянского первоисточника.

Аншан (на перс. Anšan‎) был древнейшим городом страны. В III тыс. до н. э. Аншан был столиций Элама до переноса столицы в Сузы. Аншан находился на юго-западе современного Ирана, в 36 км. к северо-западу от города Шираз в Загросских горах, в провинции Фарс.

Область Аван (ок. 2600 или 2500–2176, или 2078 гг.) правила страной. Исследователи считают, что первые три царя Авана были также царями Междуречья. Аванская династия сменила раннеэламскую, вероятно, сузскую династию, которая правила страной в 2700–2600 гг. до н. э. Пока не выяснено, кто был основателем этой династии; его упоминают как современника Эн-Мебарагеси (примерно в конце XXVIII – начале XXVII вв. до н. э.). Согласно шумеро-аккадскому «Царскому списку», Эн-Мебарагеси был 22-м представителем I династии города-государства Киша (Вайман 1972, c. 124–126). Пока почти ничего не известно не только о первой, но и о раннеэламской династии. Далее правили цари династии Симашки (2038–1850 гг.) и Ашшана (Аншана). В конце II тыс. до н. э. политический центр государства вновь перешел в Сузы (ок. 1350–1110 гг.).[16]

Кроме вышеперечисленных были важны также: династия Эпартидов (1850 – ок. 1505 гг.), династия Игехалкидов (ок. 1350–1210 гг.), династия Шутрукидов (ок. 1205–1110 гг.). К этому следут прибавить также период суккалмахов (1800–1505 гг.) и Новоэламский период (760 ? – 644 гг.). Следут отметить, что в истории Элама можно насчитать как минимум полтра десятка династий.[17] Это свидетельствует о том, что Элам как государство в внутриполитическом аспекте был очень неустойчивым, рыхлым и нестабильным.

Остается вопрос городов Вормшира и Сулюра. Известно, что эламских городов было мало. В юго-западной части страны были шумеро-аккадские города (Ур, Урук, Сиппар, Борсиппа, Ниппур и т. д.). Нам представляется, что имя города Вормшира связано с сасанидской эпохой. Имя Вормшир при герменевтическом анализе можно связать с именем Вормизд-Орму́зд – главного бога и основателя Зороастризма.[18] Название Сулюра нигде не встречается, здесь можно делать только предположения. Сулюра может быть искажением названия Селимати (на северо-западном побережье Персидского залива). При упоминании городов авторы «Ашхарацуйц» не знали или просто забыли о городе Дур-Унташ (ныне Чога-Замбиль, в 40 км. к юго-востоку от Суз).

Перейдем к географическому описанию Элама. В этом аспекте в армянском источнике имеются весьма скудные сообщения. На западе граница страны доходит до р. Дклата, «...которая на севере отделяет Вавилонию от Хужастана, на юге Персидский залив, на крайнем севере граничит со Ассирией. По территории страны текут три реки...».[19] Здесь речь идет не о городе Вавилоне, а о государстве, которое охватывало также бассейн р. Тигра (или Дклата), который, однако, течет не на западе, а востоке Элама. В других местах «Ашхарацуйц» эти реки вновь упоминаются, однако уже как Евфрат и Тигр. Невозможно ответить на вопрос, почему авторы в этом отрывке допускают ориентационную ошибку: ведь Дклат-Тигр течет восточнее Евфрата. Древнегреческие словарные единицы Τίγρης, Τίγρις были заимствованы из древнеиранского – tigrā; данное слово, в свою очередь, заимствовано из эламского ti-ig-ra, шумерского Idigna или Idigina, что означает «бегущая вода». Шумерская форма в аккадском превратилось Idiqlat и через аккадский вошла в другие семитские языки (на сирийском Deqlaṯ, арабском Dijla‎).

Элам имел не три, а естественно, больше рек. Главными считаются р. Карун и Керхе. На берегу последней у подножья гор Загроса находилась столица Элама. Только эти две реки вместе взятые имели более 30 притоков. В персидском заливе неисчислимое количество островов. По всей вероятности, два самые близкие к Эламу острова вошли в его состав. Ныне эти острова (в северной части залива) входят в состав Ирака и Ирана.

Перейдем к описанию Мидии (в «Ашхарацуйц» страна упомянута как Марк, на соврмен. арм. Марастан – страна маров/мидян). В тексте первоисточника Мидия упоминается следующим образом: «Тридцатой страной всеобщей Азии является Мидия. Говорят [неизвестно кто и когда ? – дополнено автором], что жители происходят от сына царя Колхиды (на арм. Кохкис) Мадии (или Мадия), сестра которой была Мадеа. Она была влюблена в Ясона и потому отдала ему золотое руно. Но нам неизвестна причина, почему они переселились сюда».[20]

Общеизвестно, что мидийцы по происхождению являются западными иранцами. Это индоевропейский этнос, родственный персам. Следовательно, они являются яфетическим народом, происходившим, очевидно, от Мадая, сына Иафета (Бт. 10:2). Мадай – это Мадий или Мадия из «Ашхарацуйц», о котором мы упомянули выше. По происхождению, языку и религии мары-мидяне были близки персам. В следующие века мидяне постепенно ассимилировали также соседние неарийские племена гутиев, лулубеев и касситов, которые до прихода маров с древнейших времен населяли территорию Ирана. Но в Библии о них упоминается, начиная лишь с VIII в. до н. э., а первое упоминание о них в исторической литературе относится ко времени ассирийского царя Салманассара III (Шульману-ашаред, 858–824 гг. до н. э.). Согласно археологическим и другим письменным свидетельствам, мидяне появились на Иранском нагорье примерно в середине II тыс. до н. э. Мидийцы называли себя – Aryazantum, «арийское племя». По словам Геродота, к северу от Истра (ныне Дуная), живут сигинны – народ, который вышел из Мидии, производит себя от мидийцев и носит мидийскую одежду (Herod. I, 101, V.9, VII, 62; Strabo. XI, 13, 1, 9; Diod. II, 43, 10–11; Хоренаци их предком считает Зороастра. См. Хоренаци. I, 17). По этому поводу Плиний Старший пишет: «По реке Танаис, впадающей в море двумя устьями, живут сарматы, по преданию потомки мидян, также разделенные на многие племена. Первыми живут савроматы женовладеемые, называемые так потому, что произошли от браков с амазонками» (Plini. VI, 19, 8).

Греки их называли Μηδία, а староперсидское название Māda. В вавилоно-ассирийских источниках они известны и под названием Mādāya. Наконец, в Священном Писании о мидянах упоминается как о «Стране ариев» (Airyanam Dahyunam)».

В Ассирийских надписях IX–VII вв. до н. э. говорится о племени мадаев (мидийцев), с которыми ассирийцы вели упорную войну. В это время на юге и юго-западе от Каспийского моря возникло самостоятельное Мидийское царство, охватившее и область гор Загра (на арм. Загрос). Что касается Колхидского царства (в аспекте политического образования на территории современной Западной Грузии), то оно было создано в II тысячелетии до н. э. В «Ашхарацуйц» упоминается имя колхидского царя Мадия. Однако, согласно другим первоисточникам, в Колхиде никогда не было царя под таким именем. Пока нам известны имена лишь первых лазских царей – Губаз и Цате, которые правили в V–VI вв.[21] Нам кажется, что авторы «Ашхарацуйц»-а преследовали совершенно иные цели. Так они создают оригинальный своеобразный «треугольник». Известно, что между армянами и мидийцами в те времена были достаточно дружеские отношения, о которых многократно сообщает в «Истории Армении» Мовсес Хоренаци (Хоренаци 1990. I, 18-19, II, 37). Армянский первоисточник свидетельствует, что армянский род Мурацян имеет мидийское происхождение (Хоренаци 1990. II, 8). В этом аспекте армяно-грузинские отношения могут служить примером длительной дружбы с сопредельным государством. Поэтому авторы первоисточника преподносят нам такую версию о происхождении мидийцев, и имя Мадеа-Медея связывают с названием маров.

Далее «Ашхарацуйц» упоминает: «Говорят только, что Арташес Ох [на арм. Окос, в тексте Оксос – А. А.] организовал переселение некоторого числа римлян и евреев на эту территорию, которые жили в палатках на побережье Каспийского моря. Где они сейчас, неизвестно» (Ширакаци 1979. V. С. 304). Прозвище Ох имели всего двое из иранских (Ахеменидских) царей – Дарий II (423–404 гг. до н. э.) и Артаксеркс III (359/358–338 гг. до н. э., на древнеперс. Артахшасса (Artakhsathra), что означает «Владеющий праведным царством»). В упоминании речь идет об Артаксерксе III, который до провозглашения правителем державы носил имя Вахука-Vahuka.[22] При изучении истории царствования Артаксеркса III выясняется, что в период его 20-летнего правления имели место как подавления восстаний завоеванных народов, так и их переселения. Мидийские цари Дайукку (Дейок, на древнегреч. Δηϊόκης ок. 670–647 гг. до н. э.), Фравартиш (на древнегреч. Φραόρτης – Фраорт, а также Кшатрита – 647–625 гг. до н. э.), Киаксар (Увахшатра, на древнегреч. Κυαξάρης – 625/4–595/4), Астиаг (на древнегреч. Ἀστυάγης; у Мовсеса Хоренаци Аждаhак 595/4–560/59) вели активную завоевательную политику, несмотря на то, что это государство имело чересчур эфемерную историю, если сравнить с историей многих других стран как Востока, так и Запада.[23]

Список правителей представляет нам и Хоренаци, согласно которому они имели 8 царей (Хоренаци 1990. I, 22).[24] Искать в упоминаниях Хоренаци о Мидии грубых недочетов не имеет смысла. Вряд ли он перепутал бы Ахеменида Артаксеркса III с мидийскими царями. Об этом красноречиво свидетельствует его труд «История Армении», где автор многократно упоминает об этом царстве (кроме вышеупомянутых, см. также Хоренаци 1990. II, 25, 63; Подосинов, Скржинская 2011, с. 339, 349). Остается предположить, что это дополнено Ананией Ширакаци, который был географом и естествознателем (математиком, космографом, синоптиком, петрографом, зоологом, метрологом, летоисчислителем), но не историком.

Далее «Ашхарацуйц» свидетельствует: «Но Птолемей пишет, что мидяне проживали восточнее от Каспийского моря, а также на южной части этого моря. Говорят, что они имели только одно объединенное княжество, но сейчас нигде мидян нет» (Ширакаци 1979. V. С. 304–305). Это почти соответствует тем историческим границам, которые они имели до создания империи. По вопросу о границах Мидии, а также о их прародине практически нет никаких разногласий. Они проживали от долины р. Аракс (иногда в армянских источниках встречается наименование Ерасх) за оз. Урмия и горами Эльбурса (Альборз) на севере (которые отделили их от Каспийского моря) до границ Элама на юге, на западе – до горы Загроса, отделявшей Мидию от Ассирии и народов, живших в долине р. Тигра. На востоке она граничила с большой пустыней Деште-Кевир.[25] Сомнение вызывает только вопрос переселения: мидяне пришли в Иран из Средней Азии или с Северного Кавказа?

В завершающей части «Ашхарацуйц» упоминает: «Птолемей считает, что они проживали в Касбе, Кагагуше (точнее Khагагуш), Гелке и Дильумк(кh)е. Городами мидийцев являются Рей и Аспах(h)ан» (Ширакаци 1979. V. С. 305). Этот отрывок требует подробого анализа. Во-первых, неясно, все ли перечисленные топонимы являются городами или среди них есть и административно-территориальные деления. В целом, при описании стран мира в топонимике наблюдается большая путаница и наличествуют ошибки. И Хоренаци, и Ширакаци очень хорошо знали Иран, и в этом плане история второго иранского государства – Мидии не является исключением. Ошибка может быть результатом «вмешательства» переписчиков в последующие века. При сравнении этой части текста издания А. Г. Абрамяна, на которое мы опираемся в нашем исследовании, с изданиями К. П. Патканова и А. А. Акопяна, обнаруживаются иные сведения.

У К. П. Патканова мы находим следующий список административно-территориальных делений: 1) Атрпатакан, 2) Рэ, 3) Гелан, 4) Мукан, 5) Дилумн, 6) Ахмадан, 7) Дамбвар, 8) Тапарастан, 9) Амоль, 10) Руян, т. е. вместо 6-ти наличествуют 10 административно-территориальных делений (Патканов 1877, c. 59–61).[26] Атрпатакан – это то же самое государство Мидия-Атропатена, которое образовалось после крушения великого мидийского государства (323 г. до н. э. – после 72 г. н. э., т. е. от основателя государства Атропата до последнего царя Пакора).[27] Это государство иногда именуют Малая Мидия; находилась на северо-западе современного Ирана. Столицей Малой Мидии был г. Газака [28] (Арутюнян, 2015, с. 60 и далее). Первоначальная территория собственно Атропатены – это территория древнего государства Манна.[29] Затем она была захвачена Мидией, чьё население (кутии, луллубеи, позже скифы) полностью иранизировалось.

Вторая административная единица – это Рэ (Рей, Рага). Она находится в северном Иране, в провинции Тегеран, в древности известна под названием Арсакия. Археологические находки в древних районах Рея, такие как крашеная глиняная посуда, принадлежащая V–IV тысячелетиям до н. э., свидетельствуют о том, что это место было одним из первобытных центров цивилизации на Иранском плато. Этот город был одним из центров Мидии, а затем государств Ахеменидов, Селевкидов и Сасанидов и носил название Арсакия, что переводится как «белые саки» – скифское племя (Ширакаци 1979. V. С. 305).[30] Город Рей можно по справедливости именовать «колыбелью персидской цивилизации, матерью Тегерана». В зороастрийском писании Авеста в рассказе о том, как арийцы прибыли на иранское нагорье и обосновались там, приводятся имена 16 стран, в том числе «земля Рей» или Рек. Во времена Мидии Рей именовался «Мидия Рази».

Третьим в списке назван Гелан (разночтения Гелк, Гехк). Ныне это один из 31 останов Ирана. Гилан (Гелян) находится на юго-западном побережье Каспийского моря, к западу от современного остана Мазендеран, к востоку от остана Ардебиль, к северу от остана Зенджан и Казвин. В древности на этой территории обитали племена гелов (предки современных гилянцев) и кадусов (предки современных талышей). Административный центр остана – г. Решт, а главный порт – г. Энзели.

Четвертый – Мукан (ныне Мухан / Муkhан) – находился восточнее древнеармянской губернии Арцах.[31] Муханская равнина является частью Кура-Аракской равнины, а юго-западняя часть входит в состав Ирана. На юге равнина сливается с Ленкоранской долиной. Часть Мухана находится на территории остана Ардабил. Армянский историк Товма (Фома) Арцруни (вторая половина IX – нач. X вв.) эту равнину называет также мидийской.[32]

Пятой перечислен Дилумн (Дильумк(кh)). Пока наука не позволяет найти точное местонахождение данного топонима. Однако поскольку перечисление проводится со севера на юг, его нужно искать между Муканом и Хамаданом. Это почти соответствует античной Арбеле и также находится восточнее её территории.[33] Данная территория в эпоху ассирийского владычества известна под названием Замуа; она находилась на восточной стороне р. Нижнего Заба.[34] Ныне Эрби́ль – город в Ираке, столица Иракского Курдистана.[35]

Шестым перечислен Ахмадан (Хамада́н), более известный под названием Экбатан (Hamadân – персидский вариант, на древнегреч. – Ἐκβάτανα, Ἀγβάτανα). Один из древнейших городов не только Ирана, но и мира. Город был основан около 3000 лет до н. э., хотя надпись первого ассирийского царя Тудийя (годы правления неизвестны) свидетельствует, что строительство приходится на 1100 год до н. э. (в 1115–1077 гг. правил Тиглатпаласар I).[36] Город основали мидийцы. Во времена Ахеменидов он был одной из нескольких столиц Персидского царства. В парфянскую эпоху Экбатан оставался летней резиденцией парфянских царей и считался одной из трёх столиц царства. В городе находились летние дворцы и в эпоху Сасанидов. В 633 г. Экбатан завоевали арабы.[37]

Седьмым в списке упомянут Дамбвар. Совершенно справедливо К. П. Патканов отмечает, что этот район – горная система Эльбу́рса (Alborz, Elburz) на севере современного Ирана или у южного побережья Каспийского моря. Дамбвар в «Ашхарацуйц» – это ныне потухший вулкан Демавенд (5604 м.) в данной горной системе (Патканов 1877, с. 60). Об этом Мовсес Хоренаци в своей «Истории Армении» в главе «Из персидских легенд. О Бюраспи Аждахаке» пишет: «Что за (странное) влечение у тебя к мерзостным и нелепым легендам о Бюраспи Аждахаке? Или ради чего ты занимаешь нас несуразными и нескладными персидскими былинами, а лучше сказать – небылицами о первом неблагом его благодеянии, о служении ему демонов, о невозможности совра¬тить совращенного и лживого, о целовании плеч и нарождении из них драко¬нов, а далее – об умножении зла и истреблении людей на потребу чрева? И ещё о некоем Хрудене, который связал его медными путами и отвел на гору по названию Дмбавнд. И о том, как Хруден по дороге задремал, а Бю¬распи потащил его на холм, и как тот проснулся и отвел его в какие-то горные пещеры и заковал, а сам стал перед ним статуей, ужасаясь которой, Бюраспи покорился оковам и не может выйти и опустошить землю».[38] Итак, Дамбвар – это настоящий Демавенд.

Восьмым в тексте упоминается Тапарастан (Табаристан, Тапариста́н, у Птолемея – Τάπουροι. См. Ptol. VI, XIV, 10, 12). Тапарастан как административно-территориальное деление, как принято считать до настоящего времени, окончательно был сформирован в IX–XII вв. и расположен на южном побережье Каспийского моря между Гиляном на западе и Хорасаном на востоке. С XIII в. эта территория более известна под названием Мазендвран. Но «Ашхарацуйц» перемешивает все карты. Более того, не только данный источник, но и другие армянские источники удтверждают, что Тапарастан был административной единицей как минимум в течение V–VII вв. Об этом сообщают Фавстос Бузанд (V в.) и историк VII в. Себеос (См. Фавстос. IV, 29; Себеос. I, 22, 25). Армянские историки сообщают, что эта провинция (на арм. – гавар) была одним из центров концентрации войск персидских царей.

Табаристан – это равнинная земля, там занимаются земледелием и разводят вьючных животных. А язык их не арабский и не персидский… В состав Табаристана входят Амоль, Натил, Чалус, Калар, Руйан, Мила, Бурджи, Ашмайи Алхам, Сари, Михраван и Таммиших. Вышеупомянутый Амоль является девятым в рассматриваемом нами списке по К. П. Патканову, а десятым упомянут Руйан. В настоящее время Амо́ль – город на севере современного Ирана в остане Мазендаран (столица – г. Сари), а также административный центр шахрестана Амоль. Расположен в предгорьях Эльбурса в 15 км. от побережья Каспийского моря на реке Хераз.

Наконец, десятым в списке упоминается Руянь или Руйан. Мы думаем, что это мидийское Рага или Раги (Ράγα, Ράγαι, Ράγοι της Μήδίας. См. Арцруни. I, 14, IV, 20 и др.). Этот мидийский город находился к северо-востоку от столицы Екбатаны, находившейся близ Тегерана – настоящей столицы и главного города Персии – по дороге к Каспийским воротам. Это был древний и весьма значительный город, отстоящий на 10 дней пути от Екбатаны. В Рагах жил библейский Гаваил, родственник Товита. Следы развалин Рага находят на расстоянии 1 мили к юго-востоку от Тегерана (Bang and Scheidel 2013, p. 199–234).

При сравнении всех списков следует рассмотреть топонимы Касбе, Кагагуш и города мидийцев Аспах(h)ан.

Касбе или Касб – это юго-восточное побережье Каспийского моря, которое известно в литературе под названием Гиркания (древнегреч. Ὑρκανία, из древнеперсид. Varkāna – «Страна волков»). Территория охватывает бассейн современных рек Гурган и Атрек, входит в состав современного Ирана (территории останов Голестан, Мазендаран, Гилян).

Кагагуш (иногда Кагагушк, Кадагушк, у Птолемея Καδουσίοι. Ptol. VI, II, 5) находился на Атропатенской границе К. П. Патканов отмечает, что иногда эту область называли также Кшавш – от Кшовша (1877, c. 59).

Наконец Исфаха́н (на персидс. Эсфехан, среднеперсидс. Спахан), расположенный в 340 км. к югу от Тегерана, нынешней столицы Ирана. Исфахан в настоящее время – административный центр одноименной провинции. Арабизированная форма названия города – Спахан (Spahān, также и в арм. яз.). Название происходит от древнеперсидс. Spade, т. е. армия. Древний Исфахан вначале был частью могучего Эламского государства. Под названием Аспандан он стал одним из главных городов Мидии, когда там поселились иранские мидийцы. Впоследствии провинция стала частью империи Ахеменидов, а после – частью Парфянского государства.[39]

Помимо Экбатаны, крупнейшими городами мидян были Лаодикея и Апамея. Полный список мы находим у Птолемея, у которого перечислено почти 70 населенных пунктов (Ptol. VI, II, 8 и дал.). Согласно «Истории» Геродота, мидяне разделялись на 6 племён: бусы, паретакены, струхаты, аризанты, будии и маги (Herod. I, 101).

Итак, мы попытались раскрыть некоторые тайны истории Элама и Мидии, согласно историко-географическим сведениям «Ашхарацуйц». Это исследование, по нашему мнению, имеет особо важное значение для раскрытия тайн Мидии, одной из самых загадочных стран древности. Даже в начале XX в. существовала крылатая фраза «история мидян темна и непонятна». Она вошло в оборот в Российской империи как популярный фразеологизм, употребляемый в качестве шутливой характеристики малосодержательного, бестолкового повествования. Источником этого фразеологизма был один из устных рассказов, с которыми выступал на русской сцене прозаик, рассказчик и актёр И. Ф. Горбунов (1831–1895). В основе рассказа артиста была фраза из гимназического учебника по истории того времени. Учитель истории диктует в классе: «История мидян… история… мидян… точка и подчеркнуть. С новой строки: введение в историю мидян. Точка и подчеркнуть. С красной строки: история мидян… история мидян… темна и непонятна… темна и непонятна. С красной строки: конец истории мидян. Точка и подчеркнуть» (Ашукин, Ашукина 1987, c. 151).

После смерти Александра Македонского последний сатрап Мидии Атурпата (Атропат – Άτροπάτης) провозгласил себя царём на севере своей бывшей сатрапии, в районе оз. Урмия, основав таким образом государство Малая Мидия, иначе – Мидия Атропатена или просто Атропатена. Это было последнее мидийское государство.

Итак, благодаря сведениям «Ашхарацуйц» мы можем изучать не только историческую географию современного Ирана, но и проследить историю развития государственности страны с самого начала (Элама) до раннего средневековья.

 

Библиография

Акопян, А. А. 2015. «Ашхарацуйц» VII века Анонима. Научно-критический оригинал. Андес амсорья 1–12: с. 35–104.

Ширакаци, Анания. 1979. Избранные труды. «Ашхарацуйц». Пер. с древнеарм. на арм. яз. А. Г. Абрамяна и Г. Б. Петросяна. Ереван: Изд. Советакан грох.

Арутюнян, А. Ж. 2015. Армения, государства Восточного Средиземноморья и Иран (189 г. до н. э. – 298 г. н. э.). Ростов-на-Дону: Изд. ЮФУ.

Арутюнян, А. Ж. 2013a. К вопросу определения авторства древнеармянской карты (или «Ашхарацуйц»-а). С. В. Кузьмин, ред. Сборник материалов I международной научно-практической конференции «Интеграция мировых научных процессов как основа общественного процесса (М-1). Общество науки и творчества». C. 1–5. Казань: Общество науки и творчества.

Арутюнян, А.Ж. 2013b. Ориентация древнеармянской карты «Ашхарацуйц». Восток (Oriens). Афро-азиатские общества, история и современность 3: с. 88–94.

Арутюнян, Н. В. 1985. Топонимика Урарту. Хурриты и урарты 1. Ереван: Изд. АН Арм. ССР.

Ашукин, Н. С., М. Г. Ашукина. 1987. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. М.: Художественная литература.

Библейская энциклопедия. 1991. Труд и изд. Архимандрита Никифoра. М.: Тип. А. И. Снегиревой. .

Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Канонические. Т. I-II. 1991.

Бикерман, Э. 1975. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. М.: Наука; Восточная литература. .

Бикерман, Э. 1985. Государство Селевкидов. М.: Восточная литература.

Бойс, М. 1987. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М.: Восточная литература.

Вайман, А. А. 1972. О связях протоэламской письменности с протошумерской. ВДИ 3: c. 124–133.

Вебер, М. 2001. Аграрная история древнего мира. М.: Изд. Канон-пресс-Ц.

Геродот. 2002. История. М.: Ладомир.

Грантовский, Э. А. 1998. Иран и иранцы до Ахеменидов. Основные проблемы. Вопросы хронологии. М.: Восточная литература.

Дандамаев, М. А. 1985. Политическая история Ахеменидской державы. М.: Наука; Восточная литература.

Дьяконов, И. М. 1979. Эламский язык. Языки Азии и Африки. Т. III. C. 37–49. М.: АН СССР, Наука, 1979.

Дьяконов, И. М. 1956. История Мидии. От древнейших времен до конца IV века до н. э. М.-Л.: Изд. АН СССР.

Дьяконов, И. М. 1967. Языки древней Передней Азии. М.:. Наука, Восточная литература.

Дьяконов, М. М. 1961. Очерк истории древнего Ирана. М.: Восточная литература.

Еремян, С. Т. 1963. Армения по «Ашхарацуйц»-у (Армянской географии VII века) (Oпыт реконструкции армянской карты VII века на современной картографической основе). Ереван: Изд. АН Арм. ССР. (на арм. яз.)

Заратуштра. 2005. Учение огня. Гаты и молитвы. Изд. подготов. А. Шапошников, И. Евсой, Д. Дудко. М.: Эксмо.

Иосиф Флавий. 2004. Иудейские древности. Т. 1. Кн. 1-12. М.: Ладомир.

История армянского народа. 1971. Т. I. Армения в эпоху первобытнообщинного и рабовладельческого строя. Под ред. С. Т. Еремяна. Ереван: Изд. АН Арм. ССР.

История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. I. Месопотамия. Под ред. И. М. Дьяконова М.: Глав. ред. Восточной литературы, Наука, 1983.

История древнего Востока. От ранних государственных образований до древних империй. Под ред. А. В. Седова. M.: Восточная литература, РАН, 2004.

Куликан, У. 2002. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов. М.: Центрполиграф.

Манандян, Я. А. 2010. Труды. Т. VII. Филологические исследования. Ереван: Изд. ЕГУ.

Медведская, И. Н. 2010. Древний Иран накануне империи (IX-VI вв.). История Мидийского царства. СПб.: Петербургское востоковедение.

Мовсес Хоренаци. 1990. История Армении. Пер. с древнеарм. на рус. яз. Г. Х. Саркисяна). Ереван: Айастан.

Очерки истории Грузии. 1989. Т. I. Грузия с древнейших времен до IV в. н.э. Рeд. Г. А. Меликишвили, О. Д. Лордкипанидзе. Тбилиси: Мецниереба.

Патканов, К. П. 1877. Армянская география VII века по р. Х. (приписывавшаяся Моисею Хоренскому). Текст и перевод. СПб.: Изд. Имп. Академии.

Пигулевская, Н. В. 1956. Города Ирана в раннем средневековье. М.: Изд. АН СССР.

Подосинов, А. В. 1999. Ex Oriente lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М.: Языки русской культры.

Подосинов, А. В., М. В. Скржинская. 2011. Римские географические источники. Помпоний Мела и Плиний Старший. Тексты. Пер. комм. М.: Изд. Индрик, 2011.

Рагозина, З. А. 1903. История Мидии, второго Вавилонского царства и возникновение Персидской державы. СПб.: Изд. А. Ф. Маркса.

Товма Арцруни и Аноним. 1985. История дома Арцруни. Ереван: Изд. ЕГУ.

Томсон, Дж. О. 1953. История древней географии. М.: Иностранная литература.

Фрай Р. 2002. Наследие Ирана. М., Восточная литература. РАН. Изд. второе.

Хачикян, М. Л. 2010. Эламский язык. В кн. Языки мира: Древние реликтовые языки Передней Азии / РАН. Институт языкознания. Под ред. Н. Н. Казанского, A. A. Кибрика, Ю. Б. Корякова М.: Academia.

Хинц В. 1977. Государство Элам. М.: Наука. Глав. ред. Восточная литература.

Юсифов, Ю. Б. 1968. Элам. Социально-экономическая история. М.: Глав. ред. Восточная литература. 405.

Andrew, N. 2008. “The Complete Fragments of Ctesias of Cnidus: Translation and Commentary with an Introduction.” PhD diss., University of Florida.

Bang, P. F., and W Scheidel, eds. 2013. The Oxford Handbook of the State in the Ancient Near East and Mediterranean. Oxford: Oxford University Press.

Canepa, M. P. 2009. The Two Eyes of the Earth: Art and Ritual of Kingship between Rome ana Sasanian Iran. (The Transformation of the Classical Heritage; Vol. 45). Berkeley, Los Angeles, L.: University of California Press.

Carter, E. and M. W. Stolper. 1984. Elam. Surveys of Political History and Archaeology. Berkeley, Los Angeles, L.: University of California Press. Near Eastern studies. Vol. 25.

Davaran, F. 2010. Continuity in Iranian Identity: Resilience of a Cultural Heritage. L.-N. Y.: Routledge.

Diodorus Siculus. 1935. Library of History. V. II. Books 2-4. Harvard: Harvard University Press. (Loeb classical library).

Flavius Josephus. 2008. Antiquities of the Jews. Vol. 1. Lion: Lion Press. (Classic Books Library).

Gates, Ch., ed. 2003. Ancient Cities: The Archaeology of Urban Life in the Ancient Near East and Egypt, Greece and Rome. L.: Psychology Press.

Herodotus. 1988. The History. Chicago: University of Chicago Press.

Hinz, W. 1962. “Zur Entzifferung der elamischen Strichschrift.” In Iranica Antiqua 2. Ed. by Rüdiger Schmitt. Vol. XII. Fasc. 3. Leiden. P. 315–317.

Murray, J. 1829. Two Essays on the Geography of Ancient Asia: Intended Partly to Illustrate the Campaigns of Alexander, and the Anabasis of Xenophon. London.

Plinii Secundii. 1957. Naturalis historiae. Camb.-Mass., L.: Cambridge University Press. V. 2. Books III-VII. (Loeb classical library).

Potts, D. T. 2015. The Archaeology of Elam: Formation and Transformation of an Ancient Iranian State. Second edition. Cambridge: Cambridge University Press.

Strabo. 1960. The Geography of Strabo. Books 10-12. Cambridge, Mass., L.: Harvard University Press. V. 5. (Loeb classical library).

Stueckelberger, A. und G. Grasshoff. 2006. Ptolemaios Handbuch der Geographie. Griechisen-deutch, Einleitung, Text und Uebersetzung, Index. 1. teil. Buch 1-4. 2. teil. Buch 5-8 und index. Basel: Schwabe Verlag.

The Cambridge Ancient History of Iran. 2007. Vol. 2. The Median and Achemenian Periods. Ed. by I. Gershevich. Cambridge: Cambridge University Press.

The Cambridge Ancient History of Iran. 2008. Vol. 1. The Land of Iran. Ed. by W. B. Fisher. Cambridge: Cambridge University Press.

The Cambridge Ancient History of Iran. 2008. Vol. 3 (1). The Seleucid, Parthian and Sasanian Periods. Ed. by E. Yarshater. Cambridge: Cambridge University Press.

The Cambridge Ancient History of Iran. 2008. Vol. 3 (2). The Seleucid, Parthian and Sasanian Periods. Ed. by E. Yarshater. Cambridge: Cambridge University Press.

The Cambridge Ancient History. 1988. Vol. IV. The Early History of the Medes and the Persians and the Achaemenid Empire to the Death of Cambyses. Ed. by J. Boardman, N. G. L. Hammond, D. M. Lewis, M. Ostwald. Cambridge: Cambridge University Press.

The Oxford Encyclopedia of Archaeology in the Near East. 1997. Oxford: Oxford University Press.

Wieshafer, J. 1996. Ancient Persia: From 550 B.C. to 650 A.D. (Armenian Research Centre Collection). Michigan: Michigan University Press.

Windfuhr, G. 1975. “Isoglosses: A Sketch on Persians and Parthians, Kurds and Medes.” In Monumentum H. S. Nyberg II (Acta Iranica 5). P. 457–471. Leiden: Brill.

 

References

Аkopian A. 2015. “’Ashkharatsuits’ VII veka Anonima. Nauchno-kriticheskii original.[ ’Ashkharatsuits’ of the Seventh Cent. Anonyme].” Andes amsor'ia 1–12: 35–104. (In ancient Armenian)

Andrew, N. 2008. “The Complete Fragments of Ctesias of Cnidus: Translation and Commentary with an Introduction.” PhD diss., University of Florida.

Ashukin, N. S., M. G. Ashukina. 1987. Krylatye slova. Literaturnye tsitaty. Obraznye vyrazheniia [Bywords. Literary Citations. Vivid Expressions]. Moscow: Khudozhestvennaia literatura. (In Russian)

Bang, P. F., and W Scheidel, eds. 2013. The Oxford Handbook of the State in the Ancient Near East and Mediterranean. Oxford: Oxford University Press.

Bibleiskaia entsiklopediia [Biblical Encyclopedia]. 1991. Work and publ. by Archimandrite Nicephoforus. Moscow: Tip. A. I. Snegirevoi. (In Russian).

Bibliia. Knigi sviashchennogo pisaniia Vetkhogo i Novogo zaveta. Kanonicheskie [The Bible. The Books of the Old and New Testament. Canonical]. Vols. I-II. 1991. (In Russian)

Bikerman, E. 1975. Khronologiia drevnego mira. Blizhnii Vostok i antichnost' [The Chronology of Ancient World. The Near East and Antiquity]. Moscow: Nauka; Vostochnaia litereatura. (In Russian)

Bikerman, E. 1985. Gosudarstvo Selevkidov [The Seleucids` State]. Moscow: Vostochnaia literature. (In Russian)

Bois, M. 1987. Zoroastriitsy. Verovaniia i obychai [Zoroastrians. Beliefs and Customs]. Moscow: Vostochnaia literature. (In Russian)

Canepa, M. P. 2009. The Two Eyes of the Earth: Art and Ritual of Kingship between Rome ana Sasanian Iran. (The Transformation of the Classical Heritage; Vol. 45). Berkeley, Los Angeles, L.: University of California Press.

Carter, E. and M. W. Stolper. 1984. Elam. Surveys of Political History and Archaeology. Berkeley, Los Angeles, L.: University of California Press. Near Eastern studies. Vol. 25.

Dandamaev, M. A. 1985. Politicheskaia istoriia Akhemenidskoi derzhavy [A Political History of the Achamenids` State]. Moscow: Nauka, Vostochnaia literatura.

Davaran, F. 2010. Continuity in Iranian Identity: Resilience of a Cultural Heritage. L.-N. Y.: Routledge.

D'iakonov, I. M. 1956. Istoriia Midii. Ot drevneyshikh vremen do kontsa IV veka do n. e. [A History of Media from the Ancient Period through the Late Fourth Cent. BC]. Moscow-Leningrad: Izd. AN SSSR. (In Russian)

D'iakonov, I. M. 1967. Iazyki drevei Perednei Azii [The Languages of Ancient Western Asia]. Moscow: Nauka, Vostochnaia literatura. (In Russian)

D'iakonov, I. M. 1979. “Elamskii iazyk [The Elamite Language].” Iazyki Azii i Afriki [The Languages of Asia and Africa]. Vol. III. P. 37–49. Moscow: AN SSSR, Nauka, 1979. (In Russian)

D'iakonov, M. M. 1961. Ocherk istorii drevnego Irana [An Overview of the History of Ancient Iran]. Moscow: Vostochnaia literature. (In Russian)

Diodorus Siculus. 1935. Library of History. V. II. Books 2-4. Harvard: Harvard University Press. (Loeb classical library).

Eremian, S. T. 1963. Armeniia po «Ashkharatsuyts»-u (Armianskoi geografii VII veka) (Opyt rekonstruktsii Armianskoi karty VII veka na sovremennoi kartograficheskoi osnove) [Armenia according to “Ashkharatsuits,” Armenian Geography of the Seventh Century]. Erevan: Izd. AN Arm. SSR. (In Armenian)

Flavius Josephus. 2008. Antiquities of the Jews. Vol. 1. Lion: Lion Press. (Classic Books Library).

Frye, R. 2002. Nasledie Irana [The Heritage of Persia]. Second edition. Moscow: Vostochnaia literatura. RAN. (In Russian)

Gates, Ch., ed. 2003. Ancient Cities: The Archaeology of Urban Life in the Ancient Near East and Egypt, Greece and Rome. L.: Psychology Press.

Grantovskii, E. A. 1998. Iran i irantsy do Akhemenidov. Osnovnye problemy. Voprosy khronologii [Iran and Iranians before the Achaemenids. Main Problems and Chronology]. Moscow: Vostochnaia literatura, 1998. (In Russian)

Harutyunyan, H. Zh. 2013а. “K voprosu opredeleniia avtorstva drevnearmianskoi karty (ili «Ashkharatsuits»-a) [On the Question of Authorship of the Ancient Armenian Map, or Ashkharatsuits].” Sb. materialov I mezhdunarodnoi nauchno-praktich. konf. Integratsiia mirovykh nauchnykh protsessov kak osnova obshestvennogo protsessa [A Collection of Papers of the Conference ‘Integration of World Scientific Processes as a Basis of Scientific Progress], 1–5. Kazan': Obshestvo nauki i tvorchestva. (In Russian).

Harutyunyan, H. Zh. 2013b. “Orientatsiia drevnearmianskoi karty ‘Ashkharatsuits’ [The Orientation of the Ancient Armenian Map ‘Ashkharatsuits’].” Vostok (Oriens). Afro-aziatskie obshchestva. Istoriia i sovremennost' 3: 88–94. (In Russian)

Harutyunyan, H. Zh. 2015. Armeniia, gosudarstva Vostochnogo Sredizemnomor'ia i Iran (189 g. do n. e. – 298 g. n. e.) [Armenia, the States of Eastern Mediterranean and Iran from 189 to 298 BC]. Rostov-on-Don: Izd. IuFU. (In Russian).

Harutyunyan, N. V. 1985. Toponimika Urartu. Khurrity i urarty 1 [The Urartu Toponimics. The Hurriteans and Urarteans 1]. Erevan: Izd. AN Arm. SSR. (In Russian).

Herodotus. 1988. The History. Chicago: University of Chicago Press.

Herodotus. 2002. Istoriia [History]. Moscow: Ladomir. (In Russian)

Hinz, W. 1962. “Zur Entzifferung der elamischen Strichschrift.” In Iranica Antiqua 2. Ed. by Rüdiger Schmitt. Vol. XII. Fasc. 3. Leiden. P. 315–317.

Istoriia armianskogo naroda [A History of the Armenian People]. 1971. Vol. I. Erevan: Izd. AN Arm. SSR. (In Armenian)

Istoriia drevnego Vostoka. Ot rannikh gosudarstvennykh obrazovanii do drevnikh imperii [History of the Ancient Orient. From Early State Formations to Ancient Empires]. Ed. by A. V. Sedov. Moscow: Vostochnaia literatura, RAN, 2004. (In Russian)

Istoriia drevnego Vostoka. Zarozhdenie drevneishikh klassovykh obshchestv i pervye ochagi rabovladel'cheskoi tsivilizatsii [History of the Ancient Orient. The Origins of Ancient Class Societies, and the First Centers of Slave-owning Civilization]. Ch. I. Mesopotamiia. Ed. by I. M. D'iakonov. Moscow: Vostochnaia literatura, Nauka, 1983. (In Russian)

Iusifov, Iu. B. 1968. Elam. Sotsial'no-ekonomicheskaia istoriia [Elam. The Socio-economic History]. Moscow: Vostochnaia literatura. (In Russian)

Josephus Flavius. 2004. Iudeiskie drevnosti [Jewish Antiquities]. Vol. 1. Books 1-12. Moscow: Ladomir. (In Russian)

Khachikian, M. 2010. “Elamskii iazyk [Elamite Language].” In Iazyki mira: Drevnie reliktovye iazyki Peredney Azii [The Languages of the World: Ancient Relict Languages of Western Asia], ed. by N. N. Kazanskii, A. A. Kibrik, Iu. B. Koriakov. Мoscow: Academia. (In Russian)

Khints, V. 1977. Gosudarstvo Elam [The State of Elam]. Moscow: Nauka. Vostochnaia literatura. (In Russian)

Kulikan, U. 2002. Persy i midiane. Poddanie imperii Akhemenidov [Persians and Medes. The Subjects of the Achaemenids` Empire]. Moscow: Tsentrpoligraf. (In Russian)

Manandian, Ia. A. 2010. Trudy [Works]. Vol. VII. Filologicheskie issledovaniia [Studies in Philology]. Erevan: Izd. EGU. (In Armenian)

Medvedskaia, I. N. 2010. Drevnii Iran nakanune imperii (IX-VI vv.). Istoriia Midiiskogo tsarstva [Ancient Iran on the Eve of Empire (the 9th through 6th Cent. BC). A History of Medean Tsardom]. St. Petersburg: Peterburgskoe vostokovedenie. (In Russian)

Movses Khorenatsi. 1990. Istoriia Armenii [A History of Armenia]. Erevan: Izd. Aiastan. (In Russian)

Murray, J. 1829. Two Essays on the Geography of Ancient Asia: Intended Partly to Illustrate the Campaigns of Alexander, and the Anabasis of Xenophon. London.

Ocherki istorii Gruzii [Essays on Georgian History]. 1989. Vol. I. Tbilisi: Metsniereba. (In Russian)

Patkanov, K. P. 1877. Armianskaia geografiia VII veka po r. Kh. (pripisyvavshaiasia Moiseiu Khorenskomu) [Armenian Geography of the Seventh Century AD (Attributed to Moisei Khorenskii)]. Text and Translation. St. Petersburg: Izd. Imp. Akademii. (In Russian)

Pigulevskaia, N. V. Goroda Irana v rannem srednevekov'e [Cities of Iran in the Early Middle Ages]. Moscow: Izd. AN SSSR. (In Russian)

Plinii Secundii. 1957. Naturalis historiae. Camb.-Mass., L.: Cambridge University Press. V. 2. Books III-VII. (Loeb classical library).

Podosinov, A. V. 1999. Ex Oriente lux! Orientatsiia po stranam sveta v arkhaicheskikh kul'turakh Evrazii [The Cardinal Points Orientation among Archaic Cultures of Eurasia]. Moscow: Iazyki russkoi kul'tury. (In Russian)

Podosinov, A. V., M. V. Skrzhinskaia 2011. Rimskie geograficheskie istochniki. Pomponii Mela i Plinii Starshii. Teksty [Roman Geographical Sources. Pomponius Mela and Plinius Maior. Texts]. Trans. with comm. Moscow: Indrik. (In Russian)

Potts, D. T. 2015. The Archaeology of Elam: Formation and Transformation of an Ancient Iranian State. Second edition. Cambridge: Cambridge University Press.

Ragozina, Z. A. 1903. Istoriia Midii, vtorogo Vavilonskogo tsarstva i vozniknovenie Persidskoi derzhavy [A History of Media, the Second Babylon Tsardom, and the Origins of the Persian State]. St Petersburg: Izd. A. F. Marksa. (In Russian)

Shirakatsi, Ananiia. 1979. Izbrannye Trudy [Selected Works]. ‘Ashkharatsuits’. Translated from ancient Armenian into Armenian by A. G. Abramiana and G. B. Petrosian. Erevan: Izd. Sovetakan grokh. (In Armenian)

Strabo. 1960. The Geography of Strabo. Books 10-12. Cambridge, Mass., L.: Harvard University Press. V. 5. (Loeb classical library).

Stueckelberger, A. und G. Grasshoff. 2006. Ptolemaios Handbuch der Geographie. Griechisen-deutch, Einleitung, Text und Uebersetzung, Index. 1. teil. Buch 1-4. 2. teil. Buch 5-8 und index. Basel: Schwabe Verlag.

The Cambridge Ancient History of Iran. 2007. Vol. 2. The Median and Achemenian Periods. Ed. by I. Gershevich. Cambridge: Cambridge University Press.

The Cambridge Ancient History of Iran. 2008. Vol. 1. The Land of Iran. Ed. by W. B. Fisher. Cambridge: Cambridge University Press.

The Cambridge Ancient History of Iran. 2008. Vol. 3 (1). The Seleucid, Parthian and Sasanian Periods. Ed. by E. Yarshater. Cambridge: Cambridge University Press.

The Cambridge Ancient History of Iran. 2008. Vol. 3 (2). The Seleucid, Parthian and Sasanian Periods. Ed. by E. Yarshater. Cambridge: Cambridge University Press.

The Cambridge Ancient History. 1988. Vol. IV. The Early History of the Medes and the Persians and the Achaemenid Empire to the Death of Cambyses. Ed. by J. Boardman, N. G. L. Hammond, D. M. Lewis, M. Ostwald. Cambridge: Cambridge University Press.

The Oxford Encyclopedia of Archaeology in the Near East. 1997. Oxford: Oxford University Press.

Thomson, J. O. 1953. Istoriia drevnei geografii [History of Ancient Geography]. Moscow: Inostrannaia literatura. (In Russian)

Tovma Artsruni i Anonim. 1985. Istoriia doma Artsruni [A History of the House of Artsruni]. Erevan: Izd. EGU. (In Armenian)

Vaiman, A. A. 1972. “O sviaziakh protoelamskoi pis'mennosti s protoshumerskoi [On the Connections between the Proto-Elam Writing with the Proto-Shumer Writing].” Vestnik drevnei istorii 3: 124–133. (In Russian)

Weber, M. 2001. Agrarnaia istoriia drevnego mira [The Agrarian Sociology of Ancient Civilizations]. Moscow: Izd. Kanon-press-Ts. (In Russian)

Wieshafer, J. 1996. Ancient Persia: From 550 B.C. to 650 A.D. (Armenian Research Centre Collection). Michigan: Michigan University Press.

Windfuhr, G. 1975. “Isoglosses: A Sketch on Persians and Parthians, Kurds and Medes.” In Monumentum H. S. Nyberg II (Acta Iranica 5). P. 457–471. Leiden: Brill.

Zarathustra. 2005. Uchenie ognia. Gaty i molitvy [The Teaching of Fire. Gathas and Prayers]. Prep. by A. Shaposhnikov, I. Evsoi, D. Dudko. Moscow: Eksmo. (In Russian)

 

Об авторе

Акоп Жораевич Арутюнян – доктор исторических наук, доцент кафедры всемирной истории Ереванского государственного университета (Армения).

 

Список сокращений

Cambridge AHI – The Cambridge Ancient History of Iran.

CAH – The Cambridge Ancient History.



1. Об авторстве «Ашхарацуйц» более подробно см. Ширакаци 1979. I. С. 260. II. С. 264, 269. См. также Патканов 1877, с. 2–3; Манандян 2010, с. 275–386; Еремян 1963, c. 7 и след.; Даниелян 2000, с. 31 и след.; Акопян 2015, с. 35–50; Арутюнян 2013a, с. 1–5; Soukry 1881, р. 5–6; Hewsen 1992, р. 3–4.

2. То есть Оронтидов/Ервандуни (первая пол. VII в. – 201 г. до н. э.), Арташесидов (189 г. до н. э. – 1 г. н. э.), Аршакидов (52 или 66–428 гг.).

3. О географических ориентациях более подробно см.: Подосинов 1999, c. 18 и далее. Об ориентациях в Иране см. там же, с. 123–147 и далее; Джаксон, Коновалова, Подосинов 2013, с. 67 и далее. О географической ориентации «Ашхарацуйц» более подробно см. Арутюнян, 2013b, c. 88–94.

4. См. Ширакаци. V. С. 305. О названии Елам более подробно см. Библейская энциклопедия 1991, c. 221; Хинц 1977, c. 6–11; Юсифов 1968, с. 12–15 также 30–32; Potts 2015, р. 12; Carter, Stolper 1984, р. 10–14. В армянских текстах название топонима упоминается как Елам, Элам; встречается и Егам (точнее Екhам).

5. Дьяконов 1979, c. 37–49; 1967, с. 18 и далее; История Древнего Востока 1983, c. 391–414 (авт. И. М. Дьяконов); Хачикян 2010, с. 95–117; Хинц 1977, с. 25–36; Юсифов 1968, с. 27-30; Potts 2015, р. 154–155.

6. И. Флавий. ИД. I, 6, 4. См. также Куликан 2002, с. 32 и далее.

7. Дандамаев, 1985, с. 5–8, 19, 27 и далее, также 121–123; Cambridge AHI, 2007, р. 1 и далее; Ancient Сities 2003, р. 31 и далее, также 52–66; Hinz 1962, s. 315.

8. История древнего Востока 1983, с. 216 и далее; Фрай 2002, с. 90–92, 96, 103–105 и далее; Cambridge AHI 2007, р. 5–7; Hinz 1962, s. 315.

9. Кроме Хузеста́на Элам частично занимал территорию Лурестана (точнее Лорестан), один из останов современной Исламской республики Иран, центр современного Лурестана г. Хорремаба.

10. Ширакаци 1979. V. С. 305. См. также Cambridge AHI 2008, vol. I, p. 30–32, 54–60.

11. Фрай 2002, с. 88, 90, 92, 140–144; Бикерман 1985, с. 24, 34 и далее, а также с. 184–186, 195–196; Cambridge AHI 2008, vol. 3 (1), р. 122 и далее.

12. Дьяконов 1961, с. 268.

13. Дьяконов 1961, с. 271–272; Фрай 2002, с. 321; Бикерман 1985, с. 110, 120, 148 и далее.

14. Пигулевская 1956, c. 45 и далее.

15. Юсифов 1968, с. 91 и далее. О социально-экономическом развитии древней Месопотамии см. Вебер 2001, с. 147 и далее.

16. История древнего Востока 1983, с. 424–429, 433 и далее; Carter, Stolper 1984, с. 14–16 (о раннединастическом периоде), с. 16–24 (эпоха сукалмахов), с. 32 и далее (среднеэламский период).

17. Сычев 2005, c. 57–60; Бикерман 1975, с. 189–191; Грантовский 1998, с. 10–17; Carter, Stolper 1984, р. 44–56; Cambridge AHI 2007, р. 22–23; Hinz 1962, s. 316–317; Murray 1829, р. 68–69.

18. Заратуштра 2005, c. 13 и далее. См. также Фрай 2002, с. 49–58; Бойс 1987, с. 25–40; Дьяконов 1961, с. 292–304; Рагозина 1903, с. 18 и далее; Cambridge AHI 2008, vol. 3(2), р. 866–908.

19. Ширакаци 1979. V. С. 305. См. также Cambridge AHI, 2008, vol. I, р. 75 и далее.

20. Ширакаци 1979. V. С. 304. Об Эламе подробно см. История древнего востока 2004, с. 515–536; Carter, Stolper 1984, с. 105–108; CAH 1988, р. 6–7.

21. См. Сычев 2005, с. 611–612; История Грузии 1989, с. 223 и далее, 460; История армянского народа 1971, с. 446–448, 450, 459 и далее; Рагозина 1903, с. 12–14, CAH 1988, р. 7.

22. Дандамаев 1985, c. 247–254; История древнего Востока 2004, с. 622–623; Грантовский 1998, с. 37; Cambridge AHI 2007, р. 45–47; CAH 1988, р. 9–10.

23. См. Грантовский, 1998, c. 56 и далее; Медведская 2010, с. 123 и далее; Рагозина 1903, с. 298–321; Cambridge AHI 2007, р. 56–59; CAH 1988, р. 16. До сих пор список царей Мидии вызывает много споров и разногласий, что связано с протворечивыми сведениями в источниках: у Диодора Сициийского (Diodor. I, 56, 5–6, II. 1, 28, см. также Plini. VII, V, 207), Ктесия Книдского и др. (О Ктесии Книдском см. Nichols 2008, p. 58 и далее). Если считать годы правления царей от Библейского Авраама, то до Дайукку-Дейока правили – Арбак, Сосарм (791–761 гг. до н. э.), Мадий (761–721 гг. до н. э.), Кардикей (721–708 гг. до н. э.), после которого идет вышеуказанный список (о хронологических разногласиях см. Бикерман 1975, с. 193; Сычев 2005, с. 583).

24. Согласно Хоренаци у маров правили: 1) Варбакес, 2) Модакес, 3) Сосармос, 4) Артикас, 5) Деокис, 6) Праортис, 7) Кваксарес, 8) Аждахак. Далее Хоренаци упоминает; «…а первый из наших, увенчанный маром Варбаком, Паруйр, сын Скайорди…» (Хоренаци 1990. I, 22).

25. Strabo. XI, XII, 1 и далее, XIII, 2 и далее, XIV, 9 и далее; Ptol. V, XIII, 3, VI, II, 1, VIII, XIX, 2, XXI, 8, XXIII, 2, также стр. 866–867 – «Карта Ассирии, Мидии, Сузианы, Парфии, Персиды и Западной Кармании»; Подосинов, Скржинская 2011, с. 349. См. также Дьяконов 1956, с. 336–361; Медведская 2010, с. 62 и далее; Томсон 1953, с. 55, 61, 187, 250, 312–313, 405, 407; Cambridge AHI 2007, р. 88–89; Wieshafer 1996, р. 3–4.

26. Однако К. П. Патканов не указывает рукопись, которой он пользовался.

27. Древнеперсид. Āturpatkān, пехл. Āturpātākān, классический перс. Āδarbāδāgān или Āδarbāyagān‎, древнегреч. Ατροπατήνη, визант. греч. Άδραβιγνων, сирийск. Aδorbāyγān, араб. آذربایجان‎.

28. В армянских источниках Гандзак, лат. Газа, Ганзака; араб. Джанза, Джазнак‎, Гандзак, Гандзак-шахастан; сейчас его развалины называются Техте-Сулейман.

29. О истории Манны известно очень мало. Знаем, что здесь правили Иранзу (740-719 до н. э.), Аза (719-716 до н. э.), Уллусуну (716-680 до н. э.), Ахшери (675-650 до н. э.), Уалли (650—630 до н. э.) и Дангалах – (630-600 до н. э.).

30. См. также Патканов 1877, с. 59; Акопян 2015, с. 167; Грантовский 1998, с. 123–125, 189 и далее; Арутюнян 2015, с. 87–88; Cambridge AHI 2007, р. 90.

31. Όρχιστηνή – у Страбона, ныне – Карабах. См. Strabo. XI,14,4 и след.

32. Арцруни. I, 5, III, 20, 29; Аноним. I, 1. Историк Аноним является продолжателем работы Товма Арцруни «История дома Арцруни».

33. Современ. Эрби́ль курд. Hewlêr, новоассир. Arbīl, аккадск. Arba-Ilu, древнегреч. Άρβηλα, также Арбиль и Ирбиль.

34. Дьяконов 1956, c. 156; Арутюнян 1985, с. 78.

35. Windfuhr 1975, р. 457–471; CAH 1988, р. 20; Canepa 2009, р. 154.

36. Вопрос первого правителя Ассирии весьма спорный; Н. Сычев находит, что основателем был Якулаба из Субареийской династии в конце XXIII - нач. XXII вв. См. Сычев 2005, с. 33.

37. Davaran 2010, p. 89–91; Wieshafer 1996, р. 5–6.

38. Хоренаци 1990. I. После XXXII-ой главы, без нумерации.

39. Cambridge AHI 2008, Vol. 3(1), р. 12 и далее, также 35–42; CAH 1988, р. 22; Canepa 2009, р. 289; Davaran 2010, p. 241–243.

joomla

Powered by Joomla CMS.