ФГАОУ ВО Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Российские учёные-аграрники в 1820–1860 гг.:
творческий синтез традиций и новаций

С. А. Козлов

Институт российской истории РАН

В исследовании рассматривается научная и хозяйственно-просветительская деятельность ряда ведущих учёных-аграрников, которые внесли в 1820-1860 гг. наиболее значительный вклад в соединение теории и практики в сельском хозяйстве России в контексте аграрной модернизации: М. Г. Павлова, Я. А. Линовского, С. М. Усова, И. Я. Вилькинса, Е. А. Авдеевой и С. А. Маслова. В советской историографии этой теме уделялось недостаточное внимание – многие аграрники были на долгие годы забыты по классовым и идеологическим мотивам (большинство из них было дворянами). Исследование нацелено на выяснение роли личностного фактора в развитии российской аграрной науки и сельскохозяйственной практики в рассматриваемый период. Судьбы аграрников сложились по-разному, однако общее было в том, что их жизненный путь был непростым – свою роль сыграли и индивидуальные черты характера, и социокультурные особенности эпохи «агонизирующего крепостничества». Характеризуя вклад учёных в развитие страны, можно сделать вывод, что ставка новаторов на творческий синтез аграрных традиций и новаций полностью себя оправдала. Российская аграрная наука получила мощный импульс для развития, при этом передовая теория стала более эффективно сочетаться с практикой. Благодаря научно-просветительской работе учёных-аграрников многие члены социума начали по-новому (более осознанно-прагматично) относиться к самой идее рационализации отсталого сельского хозяйства, что, наряду с другими факторами (включая разработку основ национальной образовательно-педагогической концепции), заложило основы для модернизационного подъёма пореформенной России.

Ключевые слова: Россия, XIX век, аграрная история, рационализация, просвещение

Полный текст статьи: PDF ВЕРСИЯ HTML ВЕРСИЯ

joomla

Powered by Joomla CMS.