ПЕРЕХОДНЫЕ ЭПОХИ
Нумизматика Боспора: о причинах подрезки статеров и подражаний им
М. М. Чореф
Нижневартовский государственный университет
Изучение нумизматики подразумевает не только исследование монет официальной эмиссии и реплик им. Не менее важно проследить длительность и характер их использования в процессе обращения. Особо актуальна эта проблема для переходных периодов истории – к примеру, для эпохи Великого переселения народов, поскольку подражания могли изготавливать не только местные жители, но и пришельцы-варвары. В таком случае важно выяснить, что побудило их выпускать реплики. Меня заинтересовал факт подрезки статеров Боспорского царства и подражаний им. Были изучены следы модификации такого рода на монетах Рескупорида IV: с их реверса были удалены изображения одного из императоров. Полагаю, что эту операцию проводили частные лица, так как отретушированные монеты находились в обращении совместно с немодифицированными экземплярами тех же разновидностей. Прихожу к выводу, что эти статеры подрезали с учетом политических предпочтений населения. Столь же интересны и модификации литых реплик. На них заметны следы ретуширования изображений и надписей. Эту операцию, очевидно, проводили для придания им лучшего товарного вида. Полагаю, что в результате проведения данной операции они становились вотивами – традиционными подношениями местным богам, а пользователи этих монет являлись носителями боспорской культуры.
Время праздника: об особенностях поведения участников народных волнений в российской провинции летом 1648 г. Д. А. Ляпин
Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина
Летом 1648 г. в Москве и нескольких городах русской провинции случились народные волнения. Участники мятежей выражали свой протест против попыток ограничения царской власти и стремились продемонстрировать свою поддержку находящемуся на троне Алексею Михайловичу. Они верили, что наступает новая эпоха правления сильного царя, независимого судьи для своих подданных. В центре внимания статьи – поведенческие особенности участников этих выступлений в празднично-повседневном контексте, в частности, автор полагает, что в волнениях проявились элементы карнавальной культуры. Д. А. Ляпин отмечает несколько признаков карнавального действа в поведении мятежников: начало волнений на ярмарке или рынке, пародийность, социальное «переворачивание», пиршество, насилие, ограниченность по времени. Вероятно, все эти праздничные элементы были связаны с ощущением времени перемен. Мятежники считали, что кончается пора правления коварных бояр и «приказных людей» и происходит укрепление справедливой самодержавной власти царя. Именно это настроение и выразилось в волнениях, которые сопровождались пьяными гуляниями, «социальным переворачиванием», драками и пирами. Мятежи имели ярко выраженные черты пародии и гротеска. Насилие и веселье были важными элементами русского бунта. Во всем этом можно видеть своеобразный отголосок «праздника преобразования», характерного для городской культуры европейского общества Средневековья и Нового времени. В заключении автор делает вывод, что карнавальный элемент народных волнений позволяет увидеть происходящие события глазами их участников, а также еще раз указывает на происходящие в России важные перемены.
Российские учёные-аграрники в 1820–1860 гг.: творческий синтез традиций и новаций С. А. Козлов
Институт российской истории РАН
В исследовании рассматривается научная и хозяйственно-просветительская деятельность ряда ведущих учёных-аграрников, которые внесли в 1820-1860 гг. наиболее значительный вклад в соединение теории и практики в сельском хозяйстве России в контексте аграрной модернизации: М. Г. Павлова, Я. А. Линовского, С. М. Усова, И. Я. Вилькинса, Е. А. Авдеевой и С. А. Маслова. В советской историографии этой теме уделялось недостаточное внимание – многие аграрники были на долгие годы забыты по классовым и идеологическим мотивам (большинство из них было дворянами). Исследование нацелено на выяснение роли личностного фактора в развитии российской аграрной науки и сельскохозяйственной практики в рассматриваемый период. Судьбы аграрников сложились по-разному, однако общее было в том, что их жизненный путь был непростым – свою роль сыграли и индивидуальные черты характера, и социокультурные особенности эпохи «агонизирующего крепостничества». Характеризуя вклад учёных в развитие страны, можно сделать вывод, что ставка новаторов на творческий синтез аграрных традиций и новаций полностью себя оправдала. Российская аграрная наука получила мощный импульс для развития, при этом передовая теория стала более эффективно сочетаться с практикой. Благодаря научно-просветительской работе учёных-аграрников многие члены социума начали по-новому (более осознанно-прагматично) относиться к самой идее рационализации отсталого сельского хозяйства, что, наряду с другими факторами (включая разработку основ национальной образовательно-педагогической концепции), заложило основы для модернизационного подъёма пореформенной России.
|
ПОГРАНИЧЬЕ
Состояние пограничья в нагайбакской этноистории, культуре и родстве
С. Ю. Белоруссова
1) Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера) 2) НИУ «Высшая школа экономики»
Этничность нагайбаков зародилась в 1736 г. после образования Нагайбакской крепости, в которую собирали окрестных инородцев разного происхождения и после (при условии) крещения наделяли казачьим статусом. Позднее, после их переселения на Новую линию в 1842–1843 гг., нагайбаки обособились в особую группу: принадлежность к военному сословию, соседство с народами разных традиций и верований помогли нагайбакам стать «людьми границы» в пространственном и социокультурном значении. «Пограничное состояние» позволило им объединить оппозиции в своей этничности — гостеприимство и соперничество, открытость новациям (в виде активного участия в этнопроектах) и закрытость традиций (в проявлении ритуалов родства). В разные периоды истории нагайбаки «включали» то открытость, то закрытость, то их различные сочетания. Акцент на закрытости дал возможность сохранения своей культуры в советское время («интровертность»). В постсоветский период, напротив, они мобилизовали свою этничность через открытость («экстравертность»). Динамизм в этничности обусловил переход нагайбаков от пространственной мобильности в прошлом к этнической активизации в современности. Находясь на перекрестке разных типов культур — кочевой и оседлой, христианской и мусульманской, европейской и азиатской — нагайбакская культура стала восприимчивой и адаптивной, а кочевое и пограничное казачье социокультурное наследие послужило основанием мобильности и маневренности в действиях нагайбаков.
|
IN LIMITE / SINE LIMITIBUS
Из истории формирования и развития древнейших путей Средней Азии
У. М. Мавланов
Национальный университет Узбекистана
Б. Ж. Эшов
Каршинский государственный университет (Узбекистан)
В работе рассмотрены вопросы, касающиеся возникновения древнейших путей сообщения на территории Центральной Азии. Авторы уточняют местонахождение дорог регионального и трансрегионального значения в эпоху бронзы, а также систематизируют природно-хозяйственные факторы, приведшие к миграции народов Средней Азии, которая способствовала установлению и развитию первых экономических связей этого региона с Индией, Ираном, Месопотамией, Китаем, а также с Уралом и Поволжьем. Определено и местоположение основных миграционных путей.
|