Содержание
ИМПЕРИИ И ПЕРИФЕРИИ
ПЕРЕПРАВА ЧЕРЕЗ КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ КАК ЧАСТЬ ТРАНЗИТНОГО ПУТИ КОЧЕВНИКОВ ИЗ ЕВРОПЫ В АЗИЮ
А. Л. Ермолин Археологический институт Цинмана, Университет Хайфы
Статья посвящена исследованию путей сообщения в античном мире. Автор рассматривает переправу через Боспор Киммерийский (Керченский пролив) как ключевой участок кочевого транзитного пути из Европы в Азию. В работе, на основе палеогеографических, археологических и письменных источников, предложен уточненный взгляд на локализацию переправы через пролив и обоснована концепция тесной взаимосвязи сложившейся системы обороны региона с направлением транзитного пути и переправы. Контроль стратегического объекта – переправы – видится автору главной задачей Боспорского государства в античный период.
|
ЭЛЛИНИЗМ В СИСТЕМЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
И. Ю. Ващева Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского Данная статья затрагивает сложную и в настоящее время вызывающую острые дискуссии в западной историографии проблему византийской идентичности и рассматривает соотношение трех ее основных составляющих: римской идеи, эллинизма и христианства. Основное внимание уделяется анализу содержательного наполнения концепта «византийский эллинизм» и его соотношения с другими компонентами. Анализ проводится преимущественно на материале «Церковных историй» поздней античности. В целом, церковно-исторические сочинения IV–VI вв. демонстрируют амбивалентное отношение христианских авторов к эллинскому наследию. С одной стороны, совершенно четко и определенно демонстрируется приоритет христианской истины, с другой – апелляции к эллинскому наследию, упоминания о классическом образовании, античной литературе, событиях античного (языческого) прошлого и т.д. не воспринимаются ими как нечто заведомо отрицательное. В новой системе мировоззрения понятия «эллинский», «римский» и «христианский» не только не противоречат друг другу, но составляют единое целое. Столь важная роль эллинизма в системе византийской идентичности, очевидно, связана с переносом основных идентификационных признаков не столько в религиозную, сколько в культурную сферу. Уже в ранневизантийский период основное наполнение термина «эллинизм» составляли не территориальные, не этнополитические, не лингвистические, и даже не религиозные аспекты, а система paideia, которая не только оказывается не противоположной христианским установкам, но, напротив, очень созвучна христианской идее воспитания человечества с целью привести его к Спасению.
|
ИСТОРИОГРАФИЯ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ О ПОЛОЖЕНИИ ПОМЕЩИЧЬИХ КРЕСТЬЯН НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ КРЕПОСТНИЧЕСТВА В РОССИИ
Л. М. Рянский, Р. Л. Рянский Курский государственный университет
В статье рассматривается дискуссионный в российской историографии вопрос о положении частновладельческих крестьян перед отменой крепостного права в России. Дан анализ исследований, посвященных изучаемой теме, опубликованных в Советском Союзе и в России в середине XX – начале XXI в. Авторы приходят к выводу о том, что после примерно десятилетней паузы в российской историографии возродился интерес к исследованию истории крепостной деревни первой половины XIX в., однако разработка данной проблематики не приобрела тех широких масштабов, которые имели место в СССР в 50–70-х годах XX в.
|
ВЫЗОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОРМ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Л. Ю. Гусев, А. А. Казанцев МГИМО
В работе прогнозируются общие характеристики развития человеческих цивилизаций в регионах мира, сопредельных России (Европа, исламский мир, АТР). Данная проблема анализируется в контексте вопроса о распространении норм в рамках системы международных отношений – процесса, играющего ключевую роль с точки зрения обеспечения устойчивости данной системы. В работе делается вывод, что скорость распространения норм в системе международных отношений в XXI-м веке будет умеряться целым рядом факторов. Во-первых, анализ динамики развития Европы и США показывает очевидное снижение унифицирующего потенциала, возникающего за счет влияния западного мира на другие локальные человеческие цивилизации. Во-вторых, изучение развития исламской локальной человеческой цивилизации показывает наличествующий в ее рамках серьезный потенциал неприятия унификации норм в рамках системы международных отношений. В-третьих, анализ группы локальных человеческих цивилизаций, существующих в регионе АТР показывает, что экономический подъем данного региона приводит к формированию представлений о наличии культурно-цивилизационных норм, альтернативных европоцентристскому миру.
|