ФГАОУ ВО Белгородский государственный национальный исследовательский университет

TRACTUS AEVORUM 2(2). Осень/Зима 2015

Тематический номер: Вызовы международных и внутренних трансформаций

Редактор номера - А. В. Коробков

Содержание

 

Статьи:


ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ В ОБЩЕСТВЕ И В ГОСУДАРСТВЕ:
ПРЕСТУПНОСТЬ И КОРРУПЦИЯ НА ПРИМЕРЕ МЕКСИКИ


Стивен Д. Моррис

Университет штата Теннесси

На фундаментальном уровне преступность и коррупция свидетельствуют о неэффективности контроля в обществе (преступность) и в государстве (коррупция). Несмотря на то, что многие страны, как и Мексика, сталкиваются с проблемами в данной области, исследователи нечасто изучают взаимосвязи между преступностью и коррупцией. В данной статье рассматривается взаимовлияние преступности и коррупции на примере Мексики. Автор определяет и дифференцирует данные концепты для того, чтобы охватить широкий спектр правонарушений со стороны граждан (преступность) и государственных чиновников (коррупция), и на этой основе он проводит эмпирические исследования в контексте взаимосвязи преступности и коррупции. Также автор рассматривает вопрос причинно-следственных связей, уделяя особое внимание тому, как преступность – при определенных условиях – способствует коррупции, а коррупция создает питательную среду для преступности, как прямо, так и косвенно, при наличии ряда дополнительных переменных. В работе подчеркиваются общие детерминанты изучаемых феноменов и рассматриваются возможности применения предлагаемой модели. В заключение автор кратко обозначает следующие шаги в рамках более широкой проблематики исследования взаимосвязей в области контроля государства над обществом и общественного контроля над государством.


ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
ПРОБЛЕМЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОРМ
В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ


Л. Ю. Гусев, А. А. Казанцев

МГИМО(У) МИД России

В работе прогнозируются общие характеристики развития человеческих цивилизаций в регионах мира, сопредельных России (Европа, исламский мир, АТР). Данная проблема анализируется в контексте вопроса о распространении норм в рамках системы международных отношений – процесса, играющего ключевую роль с точки зрения обеспечения устойчивости данной системы. В работе делается вывод, что скорость распространения норм в системе международных отношений в XXI-м веке будет умеряться целым рядом факторов. Во-первых, анализ динамики развития Европы и США показывает очевидное снижение унифицирующего потенциала, возникающего за счет влияния западного мира на другие локальные человеческие цивилизации. Во-вторых, изучение развития исламской локальной человеческой цивилизации показывает наличествующий в ее рамках серьезный потенциал неприятия унификации норм в рамках системы международных отношений. В-третьих, анализ группы локальных человеческих цивилизаций, существующих в регионе АТР показывает, что экономический подъем данного региона приводит к формированию представлений о наличии культурно-цивилизационных норм, альтернативных европоцентристскому миру.


СТРАНЫ БРИКС И ВЫЗОВЫ МИГРАЦИИ

А. В. Коробков

Университет штата Теннесси

Несмотря на быстрое развитие БРИКС, по-прежнему значительны различия между странами-членами в социально-экономической структуре, а также в динамике и целях экономического развития. Миграция представляет собой одну из тех сфер, в которых страны БРИКС дополняют друг друга по структурным характеристикам и целям развития, что позволяет формулировать согласованную совместную политику. В этом русле представляются целесообразными формирование системы регулирования различных типов легальной трудовой миграции (высококвалифицированной, образовательной и низкоквалифицированной) и предотвращения нелегальной миграции в рамках БРИКС, а также разработка совместной политики в отношении обмена мигрантами с третьими странами. При этом особое значение имеет координация политики в области высококвалифицированной и образовательной миграции, которая способствует как более эффективному использованию странами-членами БРИКС человеческого капитала, так и усилению их сотрудничества в сфере науки, технологий и образования.


НАЦИОНАЛЬНЫЙ БРЕНДИНГ И РОССИЙСКАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Грегори Саймонс

Упсальский университет

Глобализация способствует формированию более конкурентной международной среды. В этих условиях большое значение приобретает национальный бренд. С середины 2000-х годов Россия, заимствуя опыт ряда других стран, стала использовать национальный брендинг для достижения политических целей. Автор дает очерк дискуссий по проблематике национального брендинга, затем рассматривает использование Россией национального брендинга и его цели, а также анализирует ресурсы, задействованные для брендинга страны. В этом контексте рассматривается и российская политика «мягкой силы». В заключение подчеркивается, что для более успешного национального брендинга России важно сместить фокус, акцентируя инициативу на местах, поскольку обычные люди вносят не меньший (возможно, и больший) вклад в представление о стране, чем значимые международные события, проводимые на ее территории.


Мнение:


БЕЛАРУСЬ КАК «ТРЕТИЙ РАДУЮЩИЙСЯ» В ХОДЕ КРИЗИСА В УКРАИНЕ

Г. В. Иоффе

Рэдфордский университет

В статье рассматривается кризис в Украине в контексте его геополитической перспективы, при этом особое внимание уделяется роли Беларуси. Автор приходит к выводу о том, что способность Беларуси получать определенные выгоды от кризиса в соседнем государстве и одновременно способствовать его урегулированию заслуживает более пристального внимания, а также международного признания.


БЕЛАРУСЬ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТРИГА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Н. М. Межевич

Санкт-Петербургский университет

Автор рассматривает основные векторы экономического и политического развития Беларуси после президентских выборов 2015 года. Он полагает, что сложившаяся в стране экономическая модель сможет функционировать исключительно при поддержке России. Исходя из специфики историко-культурных условий Беларуси, в среднесрочной перспективе запрос на реформы может быть решен не по катастрофическому сценарию ее южного соседа.


Скачать весь номер в PDF

joomla

Powered by Joomla CMS.