ФГАОУ ВО Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Состояние пограничья в нагайбакской этноистории, культуре и родстве

С. Ю. Белоруссова

1) Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера)
199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 3
2) НИУ «Высшая школа экономики»
190121, г. Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д.16

Этничность нагайбаков зародилась в 1736 г. после образования Нагайбакской крепости, в которую собирали окрестных инородцев разного происхождения и после (при условии) крещения наделяли казачьим статусом. Позднее, после их переселения на Новую линию в 1842–1843 гг., нагайбаки обособились в особую группу: принадлежность к военному сословию, соседство с народами разных традиций и верований помогли нагайбакам стать «людьми границы» в пространственном и социокультурном значении. «Пограничное состояние» позволило им объединить оппозиции в своей этничности — гостеприимство и соперничество, открытость новациям (в виде активного участия в этнопроектах) и закрытость традиций (в проявлении ритуалов родства). В разные периоды истории нагайбаки «включали» то открытость, то закрытость, то их различные сочетания. Акцент на закрытости дал возможность сохранения своей культуры в советское время («интровертность»). В постсоветский период, напротив, они мобилизовали свою этничность через открытость («экстравертность»). Динамизм в этничности обусловил переход нагайбаков от пространственной мобильности в прошлом к этнической активизации в современности. Находясь на перекрестке разных типов культур — кочевой и оседлой, христианской и мусульманской, европейской и азиатской — нагайбакская культура стала восприимчивой и адаптивной, а кочевое и пограничное казачье социокультурное наследие послужило основанием мобильности и маневренности в действиях нагайбаков.

Ключевые слова: нагайбаки, этничность, пограничье, мобильность, оседлость, традиция, новация

Полный текст статьи (на анг. языке): PDF ВЕРСИЯ HTML ВЕРСИЯ

joomla

Powered by Joomla CMS.